Использование товарного знака

Исключительное право на товарный знак дает его владельцу возможность использования обозначения с целью более успешного продвижения товара или услуг на рынке. При этом необходимо соблюдать некоторые условия, которые позволяют сохранить различительную способность знака в течение длительного времени. Использование обозначения в интернете также имеет свои особенности, как в отношении необходимости регистрации доменного имени, так и касательно мониторинга нарушения прав.

Что такое использование товарного знака?

Основное назначение товарных знаков – это индивидуализация товаров и услуг, позволяющая отличать результаты деятельности одних производителей от других. Несмотря на то, что в разных странах понятие их использования может толковаться по-разному, чаще всего они применяются в следующих сферах:

  • маркировка товаров и упаковки; изготовление этикеток
  • поставка товаров или услуг под этим обозначением
  • импорт и экспорт
  • реклама
  • использование в различных видах документации: счетах-фактурах, картах вин (прейскурантах алкогольных напитков в ресторанах), прайс-листах, каталогах, деловых письмах, коммерческих документах

Действие товарных знаков ограничивается перечнем товаров, в отношении которых зарегистрировано обозначение, территорией страны и сроком охраны. С их использованием также связаны такие юридические аспекты, как:

  • запрет на незаконное применение тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков другими производителями или поставщиками услуг
  • возможность охраны знака по принципу «первого использования» в некоторых странах
  • ограничение для регистрации фактически не применяющихся знаков
  • приобретение различительной способности для описательных обозначений (например, товарный знак на соки «Я») и наоборот, ее утрата вследствие широкого использования («ксерокс», «примус» и другие товарные знаки)
  • запрет на использование знаков соответствия (сертификационных знаков) в качестве товарных

Регистрация ранее не использовавшегося товарного знака

В российском законодательстве имеется возможность регистрации обозначения, если оно ранее никогда не использовалось. Однако такая практика предусмотрена не во всех странах. Так, например, в США заявка должна быть основана на фактическом использовании, или подкрепляться подтверждением, которое подается не позднее полугода после вынесения положительного решения по регистрации товарного знака.

Регистрация обозначения может быть также аннулирована при отсутствии его использования в течение определенного срока. В России он составляет 3 года. Решение об опротестовании принимается в судебном порядке, причем бремя доказывания фактического использования ложится на правообладателя.

Брендинг неоднородных товаров

Со временем компания может расширить свою деятельность путем выпуска нового вида продукции или предоставления других услуг. Их брендинг может осуществляться несколькими способами:

  • Использование того же товарного знака, имеющего положительный имидж и репутацию. Так как расширение классов МКТУ в большинстве случаев для зарегистрированного обозначения невозможно, то потребуется оформление новой заявки. Данное ограничение связано с тем, что в законодательстве допускается существование сходных обозначений для разнородной продукции.
  • Разработка нового товарного знака для продуктовой линейки. Этот метод позволяет более точно сориентироваться на целевую группу потребителей, однако для его продвижения потребуются определенные затраты.
  • Использование дополнительного товарного знака. Так, например, итальянская компания «Ferrero» владеет несколькими известными торговыми марками – «Rafaello», «Tic Tac», «Nutella», «KinderChocolate».
  • Регистрация нового промышленного образца для дизайнерского решения внешнего вида товара и его упаковки.
  • Разработка модернизированного дизайна этикетки, способствующего популяризации новых товаров среди потребителей.

Товарные знаки «Ferrero»

Правильное использование товарного знака

Как уже было указано выше, даже зарегистрированный товарный знак может потерять различительную способность вследствие его широкого употребления. Если обозначение стало родовым понятием, то есть приобрело характер общеупотребительного и не может служить для индивидуализации деятельности определенного производителя, то правовая охрана ему не предоставляется.

Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Торговый знак следует применять вместе со знаком правовой охраны ®, подтверждающим его официальную регистрацию. В зарубежных странах распространен также символ TM, который свидетельствует о том, что заявка на товарный знак уже подана, но он еще не зарегистрирован.
  • При разработке обозначения рекомендуется использовать приемы, позволяющие сделать его более «сильным», то есть повысить его различительную способность (контрастная цветовая гамма, необычные шрифты и другие способы).
  • Товарный знак нужно использовать именно в том виде, как он был зарегистрирован. Внесение изменений «ослабляет» его.
  • Словесное обозначение должно применяться в словосочетаниях в виде дополнения, иначе повышается риск того, что оно станет нарицательным (например, не «Xerox», а копировальный аппарат «Xerox). Также нельзя вводить его в оборот речи в качестве глагола (сделать копию на аппарате «Xerox», а не «отксерить») и во множественном числе (копировальные аппараты «Xerox», а не «ксероксы»).
  • Для дистрибьюторов и поставщиков необходимо разработать четкие руководства по правильному использованию товарного знака и фирменного стиля.

Можно ли использовать товарный знак конкурента в рекламе?

Как показывают маркетинговые исследования, сравнительная реклама привлекает больше внимания со стороны потребителей, лучше запоминается и моделирует поведение людей, так как показывает преимущества одного объекта над другим. Однако необходимо учитывать следующие моменты:

  • Если в некоторых странах такая практика довольно распространена и допускается, то в других она может являться незаконной. Так, в России при наличии некорректных сравнений с продукцией конкурентов деятельность подпадает под понятие недобросовестной рекламы (№38-ФЗ, ст.5) и является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с квалифицированным юристом.
  • Если законодательством разрешено упоминание товарного знака конкурента, то это необходимо делать беспристрастно, в целях информирования, а не его дискредитации.
  • Кроме того, у потребителя не должно возникнуть предположений о том, что упоминание чужого товара (или услуги) профинансировано конкурирующим производителем. Описание преимуществ его деятельности также наносит ущерб для брендинга собственной компании и товарного знака.
  • Не рекомендуется самовольно видоизменять знак конкурента, так как это является нарушением патентного законодательства.
  • Использование части обозначения создает те же риски в отношении правомочности, поскольку они также могут охраняться как объекты интеллектуальной собственности.

Товарные знаки и доменные имена

Под доменными именами понимают уникальные адреса веб-сайтов, в качестве которых может быть использовано название компании или товарный знак. Так как их регистрация технически не связана с регистрацией товарных знаков, то между этими двумя категориями часто возникают противоречия.

Доменное имя можно зарегистрировать как товарный знак. Благодаря их частичному (в сокращенной форме) или полному совпадению клиенты способны легко найти официальный веб-сайт компании. Поэтому при разработке нового обозначения необходимо одновременно проверить наличие свободного доменного имени.

В мировой практике известно такое явление, как киберсквоттинг – регистрация доменных имен, в которых содержится название чужого товарного знака или фирменное наименование с целью последующей перепродажи, вымогательства или недобросовестного использования. Для решения подобной проблемы используются как досудебные, так и судебные меры.

С другой стороны, для вновь регистрируемого доменного имени необходимо провести анализ, подтверждающий отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц. Эта процедура по существу аналогична проверке товарного знака.

Использование товарных знаков в интернете

При использовании товарных знаков в сети Интернет необходимо учитывать следующие моменты:

  • Так как действие товарного знака ограничено на территории определенной страны, то привлечь к судебной ответственности за неправомерное использование сходного до степени смешения или тождественного знака можно только в рамках национального законодательства.
  • В поисковых системах имеется возможность применения поисковой контекстной рекламы, когда рекламные сообщения демонстрируются с учетом запросов пользователя. Такую услугу, например, начала предоставлять в 2000 г. компания Google. Поэтому необходимо контролировать запуск рекламы конкурирующих фирм при поиске по ключевым словам, содержащимся в товарном знаке или названии компании. В ряде стран операторы поисковых систем несут юридическую ответственность за размещение рекламы в рамках закона о недобросовестной конкуренции.
  • Наличие гиперссылок на сторонние ресурсы может противоречить действующему законодательству, если они ведут на сайты с запрещенным контентом, компрометируют логотип другой компании, используются в качестве уклонения от необходимой оплаты, а также при применении фреймов, отражающих содержание чужого сайта.

Работа координатора товарных знаков и мониторинг бренда

При наличии большого портфеля товарных знаков целесообразно введение в штат компании координатора или инспектора, в обязанности которого входят следующие виды работ:

  • проверка соответствия документации и рекламных материалов требованиям руководства по использованию товарного знака
  • отслеживание изменений использования обозначения
  • контроль необходимости продления срока правовой охраны
  • разработка нормативных актов
  • консультирование по вопросам использования товарного знака
  • координирование работы со сторонними агентами и патентными поверенными

Ресурсы в сети Интернет являются динамично развивающимися объектами, поэтому необходим также постоянный контроль для выявления нарушения исключительных прав. Специалисты патентного бюро «Защитовед» предоставляют полный пакет услуг по мониторингу бренда на сайтах, электронных досках объявлений, форумах, в социальных сетях, интернет-магазинах и по выработке стратегии по блокировке нарушителей.

Регистрация товарного знака является необходимым условием надежной защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции. Однако его использование также должно производиться в соответствии с внутренними регламентами компании, направленными на сохранение эффективности обозначения, и требованиями действующего законодательства. В противном случае товарный знак может утратить свою различительную способность. Получить консультации по этим и другим вопросам в области патентного права можно в патентном бюро «Защитовед».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.