Неохраняемые элементы товарного знака

При подаче заявки на регистрацию товарного знака (ТЗ) необходимо учитывать, что в нем могут присутствовать неохраняемые элементы. В общем случае следует избегать употребления таких обозначений, так как они ослабляют ТЗ в правовом отношении и повышают угрозу смешения с другими торговыми марками.

Понятие неохраняемых элементов

К неохраняемым элементам товарного знака относятся те символы, которые не могут получить правовую защиту по российскому законодательству.

Требования к их охраноспособности изложены в статье 1483 ГК РФ. Такое ограничение введено для того, чтобы один из правообладателей не получил исключительного права на обозначения, не обладающие различительной способностью, и они могли использоваться другими производителями однородных товаров (или услуг).

К числу данных элементов относятся:

  • слова, являющиеся указанием на заявляемый товар/услугу (Буквенно-цифровые обозначения)
  • клейма, печати, наградные и другие знаки отличия – требуют наличия согласия держателя для включения в состав товарного знака
  • символы, традиционно относящиеся к определенному виду отрасли – шестерня (машиностроение), змея с чашей (медицина), кристалл (ювелирное дело), молния (энергетика, символ высокого напряжения)
  • условные обозначения, принятые в различных областях науки и техники (химические элементы, единицы измерения физических величин, валютные знаки, графические обозначения единой системы конструкторско-технологической документации)
  • государственная символика (гербы, флаги, девизы), а также общепринятая аббревиатура, ордены, знаки соответствия, изображения культурного наследия и ценностей, транснациональные знаки, символика международных организаций, геральдическая имитация – требуют наличия согласия держателя для включения в состав товарного знака
  • графические элементы, характеризующие форму товара или его часть, в том числе упаковку (например, изображение головки электробритвы)

Буквенно-цифровые обозначения

Среди буквенно-цифровых элементов правовой охране не подлежат такие, как:

  • простые указания товаров и услуг (например, «молоко», «пицца», «шоколад», «эмаль», «одежда», «строительство и ремонт»)
  • общепринятые сокращения организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов («ООО» – общество с ограниченной ответственностью, «ГП» – государственное предприятие, «НПП» – научно-производственное предприятие, «Ltd», «GmbH» и другие) и отраслей («Тяжпром» – тяжелая промышленность, «ГИДРОМАШ» – гидротехническое машиностроение и прочие)
  • обозначения, которые вошли во всеобщее употребление, то есть за долгие годы использования стали нарицательными, например, «ксерокс», «модем», «вазелин», «эскимо»
  • описательные термины («хороший», «пастеризованное», «прочный», «лимонный», «натуральный»), а также слова, которые могут хотя бы косвенно указывать на качество товара («Multi», «Premium», «Plus», «высокое качество», «Premium quality», «качество, помноженное на опыт»)
  • элементы, характеризующие какие-либо свойства товара (услуги) – указание в ТЗ материала, из которого он изготовлен (или вид товара, например, «каша»), вес или объем, цена, история или время производства, географические названия, которые потребитель может воспринимать как место изготовления и тем самым будет введен в заблуждение
  • термины, указывающие на предназначение товара («для дам», «в помощь маме», «для детей дошкольного возраста») и способ его изготовления или реализации («ручная работа», «аптека от склада»)
  • цифровые обозначения, сочетания букв и цифр, не несущие в себе какого-либо смыслового значения

Не допускается также намеренно искажать вышеуказанные термины с помощью орфографических ошибок в ТЗ, так как при этом в сознании потребителя сохраняется их смысл.

Правовая охрана товарного знака содержащего неохраняемые элементы

Однако присутствие вышеописанных обозначений не означает, что товарный знак не может быть зарегистрирован. В заявке на предоставление правовой охраны в специальной графе должно присутствовать указание о том, какие буквенно-цифровые комбинации или графические компоненты относятся к неохраняемым.

Если в товарном знаке есть несколько таких элементов, не связанных между собой синтаксически, то они описываются в заявке путем перечисления. В противном случае неохраняемые элементы должны быть приведены в виде сочетания слов.

При отсутствии указаний о неохраняемых обозначениях подразумевается, что заявитель испрашивает правовую охрану в отношении всех составляющих ТЗ. В таком случае эксперты ФГБУ ФИПС (Роспатент) вынесут отрицательное решение в отношении заявки.

В случае, если эта символика является государственной или принадлежит какой-либо организации, она может быть включена в состав товарного знака при наличии согласия со стороны компетентного органа.

Доминирующее положение

Основное условие, которое необходимо соблюсти для таких товарных знаков, – положение неохраняемых элементов не должно быть доминирующим. Для определения этого критерия во время проведения экспертизы учитывают следующие факторы:

  • пространственное расположение и размеры неохраняемого элемента по сравнению с другими
  • общее зрительное восприятие компонента и знака в целом
  • роль всех элементов
  • цветовое, шрифтовое, графическое исполнение
  • совпадение цветовых сочетаний слов и графических элементов

Доминирующим может быть признано обозначение, которое отличается:

  • ярким цветом, контрастирующим с остальными компонентами товарного знака (знака обслуживания)
  • использованием специальных художественных приемов
  • более крупным размером по сравнению с другими частями композиции
  • применением средств оригинальной графики в написании шрифта

Если в процессе проверки будет признано доминирующее положение неохраняемого элемента, то экспертиза сделает вывод о невозможности регистрации такого товарного знака (знака обслуживания).

Нюансы

Согласно п. 1.1 ст. 1483 ГК РФ, в некоторых случаях есть возможность получения правовой охраны для подобных элементов. Положительное решение экспертизы может быть вынесено для тех обозначений, которые в процессе их использования приобрели различительную способность (по аналогии с общеизвестными товарными знаками), а также когда используются специальные приемы, позволяющие приобрести различительную способность.

В первом случае заявитель должен предоставить следующие дополнительные материалы:

  • данные об общем количестве произведенного товара и об объеме его реализации
  • документы, подтверждающие длительное использование ТЗ для маркировки продукции
  • договора, указывающие на широкий охват территории продвижения товара
  • величина расходов на рекламу
  • результаты социологических опросов и публикации в средствах массовой информации, подтверждающие высокую степень информированности потребителей о данном обозначении
  • сведения об участии в выставках на территории России и за ее пределами

Основаниями для доказательства широкой рекламной деятельности не могут быть сувениры и фотографии рекламных плакатов. Экспертами «Роспатента» принимаются во внимание следующие документы:

  • коммерческие договора на размещение рекламы
  • товарные накладные
  • заказы для изготовления рекламных буклетов и сувениров
  • выписки-счета

Все вышеуказанные доводы должны быть подтверждены документально. Если ФГБУ ФИПС признает, что данные элементы обозначения воспринимаются потребителем как символ определенного продукта и производителя, то они обладают различительной способностью и им может быть предоставлена правовая охрана.

Иногда также помогает следующий прием: ограничение классов МКТУ, в отношении которых действует данный товарный знак (знак обслуживания). Так, нидерландско-британской компанией Reckitt Benckiser Group plc было зарегистрировано обозначение, состоящее только из розового цвета. Специалистам этой организации удалось доказать, что оно обладает различительной способностью в отношении препаратов для отбеливания и чистки ковров (широко известная продукция линейки Vanish). Однако, если бы правовая охрана испрашивалась для других классов МКТУ (или для всех), экспертиза вынесла бы отрицательное решение.

Художественные приемы

В подпункте 2 п 1.1 вышеуказанной статьи ГК РФ также предоставляется другая возможность для регистрации ТЗ, содержащего неохраняемые элементы. Даже если товарный знак состоит только из таких обозначений, он может быть признан как обладающий различительной способностью, когда в комбинации используются необычные художественные приемы или оригинальные словосочетания.

Придать такое свойство совокупности элементов помогают необычная графика, композиция (взаимное расположение и цветовое сочетание) и фантазийное название. В этом случае элемент может даже занимать центральное расположение и иметь крупный размер. Необходимым условием является то, что такой товарный знак должен восприниматься как необычный, оригинальный именно в отношении данного вида товаров или услуг.

Например, американской компанией Monster Energy в 2012 была подана заявка на регистрацию ТЗ, содержащего надпись «ULTRA WHITE» («чрезвычайно белый»). Сами по себе эти слова по отдельности относятся к неохраняемым элементам. Однако их комбинация в отношении 32 и 5 класса МКТУ (безалкогольные напитки и пищевые добавки) воспринимается как оригинальная и обладает различительной способность. По заявке было вынесено положительное решение, товарный знак зарегистрирован.

Другим примером может служить ТЗ одной из крупнейших аптечных сетей «Ригла» в России. Обозначение состоит из словосочетания «Smart Power», правовая охрана которого распространяется на товары 5, 29, 30, 32 классов и услуги 35 класса МКТУ.

Регистрация товарных знаков с неохраняемыми элементами обладает целым рядом нюансов. Такие элементы не имеют различительной способности, поэтому им не может быть предоставлена правовая охрана. С другой стороны, умелое использование художественных приемов позволяет придать уникальность заявленному обозначению и успешно пройти регистрацию в патентном ведомстве. Для оценки такой возможности и рисков, связанных с отказами, лучше всего обратиться к специалистам, компетентным в области защиты прав на интеллектуальную собственность.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...