В июле 2019 г. Государственной Думой был одобрен федеральный закон №230-ФЗ, на основании которого в четвертую часть ГК РФ, посвященной защите интеллектуальной собственности, вводится понятие географического указания (ГУ). Оно имеет много общего с ранее существовавшим средством индивидуализации – наименованием места происхождения товаров (НМПТ), свойства и качества которых связаны с местом их производства. Изменения по данному закону вступили в действие с 27 июля 2020 года.
Средства индивидуализации «Географическое указание» (ГУ) и «Наименование места происхождения товара» (НМПТ) очень близки по своему функциональному действию. Однако, Роспатент разъясняет основные отличительные особенности рассматриваемых объектов интеллектуальных прав. Патентное ведомство подчеркивает, что регистрация НМПТ производится с учетом более жестких требований, а условия использования обозначения имеют существенные ограничения.
Географическое указание является частью обозначения, выполняющее функцию идентификации товаров, происходящих с территории географического объекта (региона), причем, качество и репутация продукции во многом обусловлены его географическим происхождением.
Ослабление требований по регистрации и условий применения ГУ даёт возможность стимулировать практическое использование нового вида обозначения для индивидуализации продукции с целью развития региона, привлечения инвестиционных вложений в его экономику, повышения престижности туристической отрасли.
Введение нового объекта интеллектуальных прав – географического указания, позволит пропагандировать и эффективно рекламировать региональные бренды. Регистрация такого обозначения будет проходить в ускоренном порядке, заявителю необходимо будет только подтвердить, что производство товара находится в регионе, указанном на упаковке.
Читайте также: Необходимые документы для подачи заявки в Роспатент для НМПТ. Схема сбора
Что такое географическое указание?
Географическое указание – это средство индивидуализации, подлежащее правовой охране и служащее для идентификации товаров, характеристики которых в значительной степени зависят от их географического происхождения. Действие исключительных прав на ГУ подтверждается государственной регистрацией в ФГБУ «ФИПС» (Роспатент). Так же, как и в случае НМПТ, правообладателю выдается охранный документ – свидетельство, а само обозначение вносится в государственный реестр.
Сходство и отличие от НМПТ
Одновременно с введением ГУ в законодательстве произведена корректировка охранного статуса для НМПТ. Разница и сходство между ними приведены в таблице ниже.
Критерий сравнения | ГУ | НМПТ |
Область правовой охраны | Географическое указание | |
Производство продукции | Хотя бы одна из стадий производства на территории данного географического объекта | Все стадии производства должны быть на территории данного географического объекта |
Требования к регистрации в ФГБУ «ФИПС» | Упрощенные | Более жесткие |
Другие факторы географической среды | — | Может быть связь с людскими факторами: например, особые профессиональные навыки, культурные традиции («Городецкая роспись»)
или с природными условиями: климатом, сырьем (минеральная вода, алкогольная, пищевая продукция) |
Особенности правовой охраны
Законодательством предусмотрены те же правила в отношении ГУ, которые применяются для НМПТ. Срок действия правовой охраны предоставляется на 10 лет с возможностью его продления по заявлению правообладателя.
Исключительное право на ГУ может отчуждаться, при этом необходимо заключение договора и его регистрация в патентном ведомстве. Производители товаров могут использовать для маркировки специальные эмблемы, разработанные «Роспатентом».
Упрощенные условия регистрации и применения ГУ позволяют более эффективно «продвигать» региональные бренды. Введение нового средства индивидуализации способствует привлечению инвестиций в российские регионы, развитию производства и туристической сферы. Получить консультации по приобретению прав на ГУ можно в патентном бюро «Защитовед».
Вам также может быть полезно:
- Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака
- Вопросы про лицензионные договоры и отчуждение исключительных прав
- Как зарегистрировать свой бренд одежды в России
- Как зарегистрировать торговую марку самостоятельно
- Особенности регистрации алкогольных брендов
- Регистрация товарного знака в Китае
- Как зарегистрировать товарный знак в Роспатент самостоятельно
- Информационное сообщение о проверке соответствия обозначения
- Как запатентовать идею в России
- Как продать или передать товарный знак другому юридическому лицу