Вывеска выполняет роль оригинальной визитной карточки любой фирмы, торгового предприятия или заведения сферы услуг. Информация на вывеске сообщает о том, что ожидает посетителей внутри помещения, её задача – заинтересовать и привлечь клиентов.
При открытии любого торгового предприятия разработка оформления и дизайна вывески является важным и ответственным делом. С одной стороны вывеска должна привлечь внимание потенциальных покупателей, а с другой стороны — быть выполнена в соответствии с законодательством и не выполнять функции рекламы.
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации»
В случаях использования наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка, тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
Данные положения не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.
Критерии, отличающие вывеску от рекламы
- На вывеске размещается информация, являющаяся обязательной для потребителей.
- Названия предприятий в местах их расположения служат для их идентификации, а не рекламы.
- Информация на вывесках подлежит обязательной проверке, на установку вывески нужно разрешение.
На вывесках предприниматель может указывать следующие сведения: название предприятия и направления его деятельности, а также перечисляются товары и услуги, предлагаемые потребителям, а также адрес нахождения организации.
Сообщения о качественных характеристиках, сообщения о скидках на вывесках не допускаются, в этом случае информационная форма становится рекламной.
К вывескам предъявляется требования по месту расположения, размеру шрифта, но одним из серьезных положений является выполнение всех надписей на русском языке. В противном случае вывеска будет считаться рекламой и Федеральная антимонопольная служба может наложить на предпринимателя штраф, привлечь к административной ответственности и обязать демонтировать вывеску.
Штраф может быть выписан в следующих размерах:
- на физических лиц до 1 500 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей до 5 000 (пяти тысяч) руб.;
- на юридических лиц до 1 000 000 (одного миллиона) рублей.
Разрешение на установку вывески выдаются в администрации по месту расположения предприятия.
Как на законных основаниях разместить вывеску на иностранном языке?
Использование названия на иностранном языке разрешается в случаях:
- Название совпадает с товарным знаком, зарегистрированном на иностранном языке.
- Предприниматель является правообладателем товарного знака или имеет разрешение на право распоряжаться им.
Таким образом, чтобы получить разрешение на использование обозначения на иностранном языке в вывеске, необходимо провести регистрацию товарного знака на латинице. В качестве товарного знака может использоваться словесное или изобразительное обозначение, которое отличает разработанный бренд от аналогичных символик. В этом случае владелец товарного знака получает право, а значит, разрешение использовать обозначение во всех рекламно-информационных продуктах, в том числе и вывесках на иностранном языке.
Следует учесть, что к вывескам на иностранном языке также предъявляются ограничительные требования, например, такие надписи не должны быть доминирующими над сведениями о профиле деятельности предприятия. Кроме того, запрещается размещать на вывесках иностранные слова в русской транслитерации, за исключением случаев, когда у организации имеется свидетельство на товарный знак в виде такого обозначения.
Преимущества названия зарегистрированного названия в виде товарного знака
Регистрация названия на иностранном языке в виде товарного знака осуществляется в Роспатенте, требует, конечно, времени, но дает владельцу такого знака существенные преимущества.
- Владелец названия на иностранном языке в виде товарного знака размещает на законном основании информацию на вывеске и получает разрешение в местной администрации;
- Исключительное право на такое название дает возможность запрещать кому-либо использовать такое же название;
- Полученное обозначение несет дополнительную функцию по индивидуализации товаров и услуг, их узнаваемости покупателями;
- Владелец становится обладателем интеллектуальной собственности, которую можно продать, права на неё передать по лицензионному договору, отдать в залог и т.д.
- Зарегистрированное обозначение применяется в других целях – на упаковках, этикетках, рекламных буклетах и т.д.
Регистрация обозначения в качестве товарного знака или знака обслуживания требует времени, финансовых затрат и определенной подготовки, и знаний для подачи всех документов в Роспатент. Но затраты на проведение экспертизы и получение свидетельства на товарный знак являются вложением в разрабатываемый бренд и всегда окупятся, так как это работа на развитие компании, на её будущее.