Использование незарегистрированного товарного знака

Использование товарного знака – один из определяющих факторов в конкурентной борьбе за потребителей. Товарный знак или знак обслуживания служит своеобразной визитной карточкой, символом определенного производителя и гарантией качества. Этот вид интеллектуальной собственности выполняет и другую функцию – обеспечивает своего владельца исключительными правами, которые важны в борьбе против недобросовестных производителей. Поэтому регистрация торгового знака является особенно актуальной проблемой. Права на товарные знаки подвергаются нарушениям значительно чаще, чем другие виды результатов интеллектуальной деятельности.

Можно ли использовать незарегистрированный товарный знак?

Согласно российскому законодательству, использование незарегистрированного товарного знака (ТЗ) допускается только в случае, если при этом не нарушаются права третьих лиц. Чтобы соблюсти это условие требуется проведение экспертизы, выявляющей существование возможных иных правообладателей.

Так же, как и другие объекты промышленной собственности, логотипы, бренды, лозунги способны существовать независимо от правовой системы. Их могут использовать юридические лица, некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Такие обозначения не имеют юридического статуса и являются весьма уязвимыми. Товарные знаки приобретают правовой статус после их регистрации в государственном реестре и дают правообладателю легальную монополию.

Возможные проблемы

Товаропроизводители, заинтересованные в реализации своей продукции, снабжают продукцию хорошо заметными обозначениями. Они служат также в рекламных целях, для привлечения новых потенциальных покупателей.

Постепенно в обществе формируется образ определенных потребительских свойств, присущих данному производителю.

В худшем случае другая компания или физическое лицо могут зарегистрировать используемое коммерческое обозначение и предъявить свои имущественные права на этот вид интеллектуальной собственности. По решению суда придется оплачивать штрафы, судебные издержки, компенсации, связанные с незаконным использованием торговой марки.

Возникнет необходимость изменения фирменного знака, что может быть сложной и дорогостоящей задачей. Чтобы он вновь стал известным и признанным, потребуются финансовые и временные затраты.

Исходя из этих причин, регистрировать фирменное наименование, коммерческое обозначение в качестве товарного знака необходимо на самом начальном этапе развития бизнеса. Композицию словесного обозначения, дизайн изобразительного решения и другие параметры необходимо прорабатывать с учетом рекомендаций специалистов по защите интеллектуальной собственности.

К основным видам споров относятся следующие:

  • неправомерная регистрация знаков
  • их незаконное использование

Подобные инциденты в российской судебной практике – отнюдь не редкость. Среди наиболее громких судебных разбирательств можно отметить следующие:

  • Регистрация немецкой фирмой «Байер» прав на использование торговой марки «Аспирин», что поставило под угрозу выпуск фармацевтической продукции отечественными производителями.
  • Судебный иск на 310 млн. рублей, предъявленный владельцам кондитерской фабрики «Славянка» от Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» за нарушение исключительных прав на выпуск шоколада «Аленка». Процесс завершился выплатой компенсации в 15 млн. рублей в пользу истца.
  • Отказ в регистрации товарного знака «Фтородент — Ftorodent», заявленного компанией ОАО «Концерн «Калина». Судебное решение было обосновано тем, что зубная паста под этим названием выпускалась еще во времена СССР многими производителями.
  • Судебный иск от компании «Soremartek S.A.» для защиты исключительных прав на внешний вид конфет «Raffaello», который зарегистрирован в качестве товарного знака. Ответчиками являлись санкт-петербургская компания «Ландрин» и московская кондитерская фабрика «Победа».
  • Аннулирование в 2007 году товарного знака «Luxoil», принадлежащего ООО «Компания Люксоил» по иску, предъявленному компанией ОАО «ЛУКОЙЛ». Судебный процесс включал 27 разбирательств и несколько экспертиз.

Приведенные выше примеры наглядно показывают, что отсутствие своевременной регистрации интеллектуальной собственности ставит под угрозу как малый, так и крупный бизнес, а также развитие продукта или услуги.

Ответственность за нарушение исключительных прав

Незаконное использование зарегистрированного товарного знака влечет за собой ответственность, установленную Гражданским и Уголовным кодексом, а также Кодексом об административных правонарушениях.

Правовой документВид нарушенияВид наказаний
Ст. 1515 ГК РФНезаконное использование товарного знакаИзъятие контрафактного товара.
Удаление обозначений с продукции, документации и материалов, используемых для продвижения продукта (за счет нарушителя).

Один из вариантов денежной компенсации истцу:
• 10 тыс. – 5 млн. рублей
• в двойном размере от стоимости контрафактной продукции
• в двойном размере от стоимости исключительного права использования
Ст. 14.10. КоАП РФНезаконное использование товарного знакаИзъятие контрафактной продукции.
Штраф, накладываемый на следующие категории лиц:
• гражданские – 5 - 10 тыс. рублей
• должностные – 10 - 50 тыс. рублей
• юридические – 50 - 200 тыс. рублей
Производство и реализация контрафактной продукции, если при этом отсутствуют уголовно наказуемые действияКонфискация товара.
Штраф, накладываемый на категории лиц:
• гражданские – в двойном размере от стоимости продукции, но не меньше 10 тыс. рублей
• должностные – в 3-кратном размере, но не менее 50 тыс. рублей
• юридические – в 5-кратном размере, но не менее 100 тыс. рублей
Недобросовестная конкуренция, если отсутствуют уголовно наказуемые действияШтраф, накладываемый на категории лиц:
• должностные – 12 - 20 тыс. рублей
• юридические – 100 - 500 тыс. рублей
Недобросовестная конкуренция, введение в оборот контрафактной продукцииНаказания для должностных лиц:
• штраф 20 тыс. рублей
• дисквалификация на период до 3-х лет
Для юридических лиц: штраф в размере 1/100-15/100 от суммы выручки, полученной в результате реализации, но не меньше 100 тыс. рублей
Ст. 180 УК РФМногократное незаконное использование ТЗ или причинение ущерба больше 250 тыс. рублейОдин из видов наказаний:
• штраф 100-300 тыс. рублей
• штраф в размере дохода за период до 2 лет
• обязательные работы продолжительностью до 480 ч.
• исправительные/принудительные работы до 2 лет
• лишение свободы до 2 лет + штраф 80 тыс. рублей
• лишение свободы до 2 лет + штраф в размере дохода за период до полугода
Многократное незаконное применение предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного ТЗ, или причинение ущерба более 250 тыс. рублей в результате таких действийОдин из видов наказаний:
• штраф до 120 тыс. рублей
• штраф в размере дохода за период до 1 года
• обязательные работы до 360 ч.
• исправительные работы до 1 года
Вышеуказанные нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговоруОдин из видов наказаний:
• штраф 200-400 тыс. рублей
• штраф в размере дохода за 1,5-3 года
• принудительные работы до 4 лет
• лишение свободы до 4 лет + штраф до 100 тыс. рублей
• лишение свободы до 4 лет + штраф в размере дохода за период до 1 года
Вышеуказанные нарушения, совершенные организованной группойОдин из видов наказаний:
• штраф 0,5-1 млн. рублей
• штраф в размере дохода за период до 5 лет
• принудительные работы до 5 лет
• лишение свободы до 6 лет + штраф до 500 тыс. рублей
• лишение свободы до 6 лет + штраф в размере дохода за период до 3 лет

В зависимости от преследуемых целей могут быть выбраны один или несколько методов борьбы с незаконным использованием торговой марки:

  • для получения компенсации за понесенные убытки – обращение в суд по интеллектуальным правам
  • для борьбы с многочисленными производителями контрафактной продукции (недобросовестная конкуренция) – жалоба в Федеральную антимонопольную службу
  • для противостояния крупным компаниями, нарушающим исключительное право, при нанесении крупного финансового ущерба, – заявление о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы

В любом случае, прежде чем предпринимать активные действия, необходимо обратиться к специалистам в области патентного права для максимально эффективного разрешения проблемы.

Как узнать, зарегистрирован ли товарный знак?

Поиск зарегистрированного товарного знака можно произвести в реестрах на сайте «Федерального института промышленной собственности» (ФИПС), заказать платный поиск у сотрудников ФИПС, либо обратиться за помощью к специалистам патентного бюро.

Подробная информация касательно проведения информационного поиска по товарным знакам доступна по ссылке.

Преимущества регистрации

Преимуществами регистрации ТЗ являются следующие моменты:

  • Повышение внутренней ценности бизнеса, увеличение доли нематериальных активов
  • Обеспечение защиты бренда в нужных классах товаров и услуг (продуктов) от конкуренции
  • Повышение привлекательности бизнеса в глазах инвесторов
  • Сокращение возможных расходов на судебные издержки, возмещение ущерба, новую рекламную кампанию, изменение товарного знака компании и доменного имени официального сайта организации
  • Презумпция права собственности и возможность возмещения финансового ущерба в результате нарушения исключительных прав на зарегистрированный товарный знак

Каждый год в Российской Федерации регистрируется 40-50 тысяч новых товарных знаков, из них около 80% процентов получают охрану по национальной системе регистрации, а остальные — по международной.

Как получить правовую охрану товарного знака в России

Получение правовой охраны обозначения производится поэтапно:

  1. Разработка обозначения для индивидуализации товаров или услуг в соответствии с целями позиционирования продукта на рынке и символами отрасли; проработка серии эскизов, выбор лучшего из них, сравнение с аналогами, полученными в результате поиска и корректировка
  2. Составление заявки и комплектование ее необходимым пакетом документов
  3. Подача заявления в ФИПС, уплата государственной пошлины за проведение юридически значимых действий
  4. Сопровождение регистрации, решение спорных моментов в процессе экспертной проверки, ответы на запросы из ФИПС, внесение необходимых изменений в заявку, в случае необходимости
  5. Получение свидетельства на товарный знак. Выдача документа производится в соответствии со сроком, установленным административным регламентом ФИПС.

Период, в течение которого сохраняется исключительное право на товарный знак, составляет 10 лет. Его можно продлить еще на 10 лет неограниченное число раз.

Заявку на регистрацию ТЗ может подать непосредственно сам заявитель или его представитель – патентный поверенный или иное лицо, действующее в интересах заявителя по доверенности, оформленной в соответствии со ст. 1851 ГК РФ.

В заявке должна быть указана следующая информация:

  • полный адрес для переписки с заявителем
  • государственные регистрационные номера, идентифицирующие заявителя (ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП)
  • полное название юридического лица, адрес его местонахождения согласно учредительному документу; ФИО индивидуального предпринимателя и его адрес; такие же данные о представителе заявителя
  • изображение и описание заявляемого обозначения, при необходимости – его предоставление на отдельном материальном носителе
  • вид товарного знака
  • класс и наименование товаров (услуг) для регистрации товарного знака, определенные по международной классификации
  • вид приоритета по дате
  • характеристики обозначения для индивидуализации товаров или услуг, если оно не является словесным или изобразительным
  • сведения об оплате госпошлины за регистрацию и выдачу свидетельства
  • информация о плательщике
  • список прилагаемых документов и дополнительные сведения

Основной пакет документов включает в себя:

  • заявка с заявленным обозначением
  • платежный документ, подтверждающий факт оплаты госпошлины
  • согласие на обработку личностных данных

При необходимости к заявке могут быть приложены дополнительные документы:

  • устав коллективного ТЗ, перечень лиц, которые имеют право на его использование, цель регистрации и другие данные (при подаче заявки на коллективный знак)
  • документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (доверенность)
  • заявление об исправлении ошибки в заявке или об изменении информации в ней
  • при подаче заявления от иностранных заявителей – перевод прилагаемых документов на русский язык
  • ходатайство о продлении или восстановлении пропущенного срока предоставления запрашиваемых документов (нормативный срок их подачи составляет 3 месяца)
  • ходатайство о преобразовании знака в коллективный

После принятия заявки она публикуется в официальном бюллетене ФИПС. Любое лицо имеет право ознакомиться с документами, поданными для регистрации товарного знака. До выдачи решения экспертизой заявитель может уточнять или исправлять заявку в установленном порядке.

Стоимость регистрации товарного знака в Патентном бюро «Защитовед»

Практичный: максимально экономно
13 800 рублей
Консультация эксперта
Подача заявки — 1 - 2 дня
Регистрация — 8 месяцев
 
 
 
 
Гос. пошлины: от 23 100 рублей
Надежный: максимально надежно
47 500 рублей
Экспресс оценка
Полная проверка обозначения
Рекомендации эксперта
Подача заявки — 1 день
Регистрация — 8 месяцев
Ответы на запросы ФИПС
 
Гос. пошлины: от 23 100 рублей
Сверхнорма: максимально быстро
73 000 рублей
Пакет услуг "Надежный"
Полное сопровождение
Ускоренная проверка обозначения
Регистрация — 2 месяца
 
 
 
Гос. пошлины: от 117 500 рублей