Как зарегистрировать бренд самостоятельно

Тщательно разработанный и с успехом продвигаемый бренд становится ценнейшим деловым активом любой фирмы. Наличие бренда с положительной репутацией и позитивным имиджем дает его владельцу значительные преимущества в борьбе с конкурентами.

В маркетинговой сфере для различения и продвижения товаров используются различные категории – торговые марки, логотипы, слоганы, бренды. Привлекательность имиджа торговой марки, коммерческий успех её на рынке определяется обобщенным понятием «бренд».

В правовой сфере действует только понятие «товарный знак».

Правомочность действия товарного знака подтверждается регистрацией в государственном реестре с выдачей охранного свидетельства. Товарные знаки с юридической точки зрения рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности и могут защищать такие коммерческие категории и понятия, как названия, логотипы, упаковки, этикетки, и т.д. Бренд также может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

Для комплексной, более надежной защиты бренда можно использовать дополнительные возможности:

  • регистрация бренда как промышленного образца – с целью защиты эстетических свойств продукта, например упаковки или дизайна (внешнего вида) продукта
  • защита в качестве фирменного наименования словесной части обозначения
  • защита дизайнерских разработок (картинок, изображений) в логотипе, фирменном стиле компании.

Максимальные возможности представляет все-таки защита бренда в качестве товарного знака.

Почему необходимо регистрировать бренд в ФГБУ ФИПС (Роспатент)?

Защита бренда на государственном уровне в России осуществляется посредством регистрации в ФГБУ ФИПС (Роспатент). Роспатент наделен законодательно правом выдавать свидетельства на товарные знаки с одновременным внесением сведений в госреестр. Такая процедура закрепляет юридически монополию владельца на бренд, который становится интеллектуальным капиталом правообладателя. Свидетельство на товарный знак выдается на 10 лет, но может продляться неоднократно.

Официальный документ Роспатента на зарегистрированный в виде товарного знака бренд наделяет владельца исключительным правом распоряжаться таким объектом в рамках закона:

  • запрещать его использование другим лицам, требовать возмещение ущерба в случаях нарушений, в том числе по суду
  • совершать все операции коммерческого оборота – продажу, лицензирование, залог, дарение, вклад в уставной капитал и т.д.
  • включать в бухгалтерский баланс предприятия, списывать затраты в виде амортизационных отчислений, получать льготы по налогам

Товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, действует на территории Российской Федерации, при расширении правовой защиты бренда в иностранных государствах, необходимо провести международную регистрацию товарного знака, использую наиболее приемлемую схему данной процедуры.

Этапы и порядок регистрации товарного знака

Определяющей характеристикой обозначения, представляемого для регистрации в качестве товарного знака, является его способность идентифицировать производителя и его товары. Перечень видов обозначений, допускаемых к регистрации достаточно обширный. Это могут быть словесные, изобразительные обозначения и их комбинации, объемные и звуковые вариации.

Товарный знак как средство индивидуализации регистрируется только для конкретных товаров и услуг в соответствии с международной классификацией (МКТУ). Заявитель может самостоятельно провести оформление заявки для подачи в Роспатент. Процедура такого оформления и последующего сопровождения документов достаточно сложная и включает следующие основные этапы.

Подготовительный этап. Определиться с вариантом представляемого на регистрацию обозначения, его составными элементами и цветовым решением, написанием словесной части в латинице или кириллице. Далее правильно составить перечень товаров и услуг, разделив их по классам МКТУ. От количества выбранных классов зависит сумма уплачиваемых пошлин и объем поисковых исследований. Но область правовой защиты знака распространяется только на указанные в перечне товары и услуги, поэтому необходимо выбирать оптимальный вариант перечня, охватывающий как можно больше товаров, но с учетом минимизации затрат на регистрацию.

Информационный поиск  по проверке обозначения на возможность регистрации. Целью такого исследования является нахождение тождественных или сходных товарных знаков с более ранней регистрацией, а также выявление абсолютных оснований (всех остальных) отказных решений. Для самостоятельного проведения оптимальным является экспресс-поиск по открытым базам Роспатента и источникам в интернете. Проведение полного информационного поиска с интерпретацией результатов лучше доверить специалистам. В этом случае заявитель получает заключение о перспективах регистрации, возможности внесения изменений в перечень или само обозначение. Риск получения отказных решений при этом значительно снижается.

Подача материалов заявки в Роспатент. Пакет документов, называемых заявкой, подается в ФГБУ ФИПС в соответствии с правилами Административного регламента данного ведомства. Перечень необходимых документов, порядок их заполнения и стандартизованные формы приведены на сайте ФИПС, что позволяет самостоятельно заполнить все материалы. Но при оформлении заявки необходимо учесть все требования и не допустить ошибок. Неточности, пропуски важных сведений и другие погрешности могут привести, в лучшем случае – к запросам экспертов, а в худшем – к отклонению заявки.

Основные документы для подачи заявки:

  • заявление, в котором указываются все данные о заявителе и представляемом обозначении, описание обозначения
  • обозначение, представляемое на регистрацию
  • перечень товаров и услуг, классифицированный в соответствии с МКТУ
  • дополнительные материалы (при необходимости)

Проведение экспертиз в Роспатенте. Поступившей заявке присваивается номер и устанавливается дата приоритета, о чем уведомляется заявитель. Основные этапы делопроизводства по заявке включают формальную экспертизу и проверку по существу обозначения.

На этапе формальной экспертизы проверяется правильность заполнения документов, а также наличие всех требуемых материалов. При отсутствии замечаний заявка передается на экспертизу по существу, которая состоит из проверок уникальности обозначения, соответствия требованиям законодательства, отсутствия абсолютных оснований для отказа и т.д. Все замечания направляются экспертами в виде уведомлений и запросов, на которые необходимо давать обоснованные ответы в установленные сроки. От грамотной переписки на этом этапе полностью зависит решение заключительное решение экспертизы по заявке.

Регистрация и получение свидетельства на товарный знак. После проверок и установления отсутствия оснований для отказа экспертами присылается положительное решение о регистрации товарного знака. Заявитель уплачивает пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.

Стоимость регистрации бренда в России

Предоставление всех госуслуг по регистрации  бренда проводится при условии правильной и своевременной оплаты пошлин. За этап приема заявки и формальную экспертизу взимается 3 500 рублей с учетом 5 классов МКТУ, превышение оплачивается по 1 000 рублей за каждый класс. За экспертизу по существу установлена оплата в размере 11 500 рублей с учетом одного класса МКТУ, далее идет доплата по 2 500 рублей за каждый превышающий класс.

Государственный сбор за регистрацию бренда установлен в размере 16 000 рублей плюс доплата по 1 000 рублей за каждый превышающий класс МКТУ более пяти. За выдачу свидетельства на товарный знак заявитель должен заплатить 2 000 рублей.

Итоговая минимальная сумма пошлин по регистрации бренда составит 33 000 рублей. Уменьшить размер оплаты на 30% можно за счет скидки, предоставляемой при подаче документов в Роспатент электронным способом, в этом случае минимальная оплата составит 23 100 рублей.

Патентное бюро «Защитовед» представляет услуги, включающие оформление, подачу и сопровождение заявки. Выполняемые работы дифференцированы в зависимости от объема представляемых услуг и сроков их представления. Минимальный пакет услуг стоит 13 800 рублей, оптимальный вариант по надежности – 47 500 рублей. Услуги по ускоренной регистрации составляют 73 000 рублей.

Стоимость и процедура регистрации бренда за рубежом

При регистрации бренда за рубежом необходимо учитывать тот факт, что защита товарного знака ограничивается территорией страны регистрации, поэтому необходимо будет получать свидетельство в каждой стране, где будет использоваться знак.

Для международной регистрации существуют различные схемы оформления документов, наиболее востребована процедура по Мадридскому соглашению. В этом случае оплачивается пошлина за подачу заявки в Роспатент 4 900 рублей (с учетом трех классов МКТУ) и пошлины в МБ ВОИС, базовая ставка составляет 653 франка за черно-белый вариант и 903 франка  — цветной. Далее взимаются индивидуальные и дополнительные сборы в зависимости от выбранной страны. Услуги бюро «Защитовед» по оформлению и сопровождению заявки по Мадридской системе стоят 47 000 рублей.

Регистрация товарного знака через национальные ведомства оправдана при получении защиты в одной-двух странах, поэтому пошлины определяются тарифами выбранной национальной службы. В странах ЕС предусмотрен вариант получения Европейского товарного знака, действующего в 28 странах Европы, за подачу документов взимается сбор в размере 850 евро (3 класса МКТУ). Пошлина за подачу документов в США составляет 325 долларов за один класс МКТУ, а Китае аналогичный сбор составляет 499 долларов. Услуги бюро «Защитовед» по ведению производства по национальной процедуре составляют от 1000 долларов.

Роль патентного поверенного при регистрации и защите бренда

Защита бренда в России и за рубежом проводится в соответствии с нормами и требованиями законодательства. Существует много важных особенностей и нюансов оформления, которые в дальнейшем могут иметь определяющее значение в судебных спорах. Процедура регистрации товарного знака является дорогостоящей, но своевременная уплата пошлин не гарантирует положительный результат, а при получении отказного решения все уплаченные сборы не подлежат возврату.

Для получения надежной защиты, эффективно работающего товарного знака лучше воспользоваться услугами патентного поверенного. Патентные поверенные, а также специалисты патентных бюро начнут свою работу с бесплатной консультации по планируемому объекту защиты. Главная задача патентного поверенного состоит в том, чтобы представить заявку и получить положительное решение, а для этого предусмотреть и избежать все возможные ситуации по отказу.

Патентный поверенный, сопровождающий делопроизводство по товарному знаку, досконально будет знать все тонкости объема охраны и в дальнейшем помочь с защитой прав в административных и судебных инстанциях. Главный итог работы патентного поверенного – регистрация товарного знака, который станет основой успешного бренда.

Защита бренда в Интернете, мониторинг бренда

Распространение интернета во всех сферах деятельности приводит к существенным нарушениям прав владельце товарных знаков, в том числе брендов. Например, бренд могут использовать другие лица как доменное имя или часть такого обозначения.

Доменные имена имеют важнейшее значение для ведения бизнеса, так как практически без солидного сайта в интернете уже никто не работает. Поэтому одним из важнейших инструментов защиты бренда является регистрация схожего доменного имени. Споры между владельцами доменных имен и товарных знаков рассматриваются в МБ ВОИС.

Огромное информационное пространство и скорость распространения сведений благоприятствуют возможности контрафактного использования товарного знака достаточно часто. Действенным инструментом выявления таких фактов является регулярный мониторинг интернет-пространства по заданной проблеме. Поиск, выполняемый в патентном бюро «Защитовед», охватывает наиболее значимые области интернета – интернет-магазины, социальные сети, поисковые системы, магазины приложений. Такой подход позволяет своевременно выявлять нарушения и принимать меры для защиты бренда.

Успех и известность бренда приносят его владельцу доход только в случае его надежной и постоянно поддерживаемой защиты, которую всегда помогут получить специалисты бюро «Защитовед».