Кто может быть правообладателем товарного знака и патента?

Интеллектуальная собственность представляет значительную ценность, поэтому при подаче документов в Роспатент необходимо четко представлять – кто может быть правообладателем патентов и товарных знаков.

Кто может быть правообладателем патентов?

По закону первоначальное право на регистрацию созданных технических решений принадлежит автору. Кроме того, право может переходить к работодателю на основании трудового договора или к другому лицу – с уступкой права по договору. За автором в этих случаях сохраняются авторские неимущественные права и право на вознаграждение.

Патентообладателем могут быть физические лица, юридические лица с любой формой организации и индивидуальные предприниматели. При подаче документов в Роспатент данные субъекты выступают в качестве заявителя, а сведения о них вносятся в Госреестр и указываются в патенте.

Кто может быть правообладателем товарных знаков?

Товарные знаки, в отличие от патентов, служат для индивидуализации конкретных товаров, видов продукции и оказываемых услуг. Поэтому данный правовой объект должен быть связан с производством и реализацией и может быть оформлен только на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ст. 1478 ГК РФ). Исключение возможно для иностранных заявителей, из стран, где не существует формы ИП, но физические лица могут вести коммерческую деятельность (имеют статус «коммерсанта»).

Важнейшим условием действия правовой охраны зарегистрированного обозначения является его использование, в противном случае возможно инициирование досрочного прекращения охраны товарного знака. Официальными владельцами товарных знаков могут быть юридические лица различных организационно-правовых форм, как коммерческой, так и некоммерческой направленности.

Особенности регистрации товарных знаков для некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) имеют статус юридического лица, но определяющими видами их деятельности являются просветительская, научная, благотворительная, социальная или политическая. Различные фонды и объединения по типу НКО не имеют права реализовывать товары или услуги с целью получения прибыли.

При этом НКО могут зарабатывать определенные финансы с учетом ограничительных условий – доход, полученный организацией, должен быть использован только для целей, которые определены уставом объединения. Крупные НКО имеют свою символику, логотипы, эмблемы и другие знаки различия, поэтому получение официальной регистрации на такие обозначения просто необходимо для организации.

НКО могут оказывать различные услуги по роду своей деятельности, например, составлять аналитические обзоры, выполнять информационные или консультационные услуги, организовывать выставки, конференции,  разрабатывать программное обеспечение и другое.

Регистрация товарного знака для НКО целесообразна в следующих случаях:

  • необходимость выделиться среди других аналогичных организаций, привлечь потенциальных партнеров, спонсоров или меценатов;
  • при ведении предпринимательской деятельности наличие товарного знака повышает ценность оказываемых услуг и создаваемых продуктов, делает их более запоминающимися;
  • получение товарного знака, обладающего правовой защитой и всеми функциями нематериального актива.

Заявка на регистрацию товарного знака от НКО подается за подписью руководителя организации, при оформлении документов необходимо особое внимание уделить составлению перечня заявляемых товаров и услуг, чтобы четко определить, какими способами будет использоваться знак и в будущем всегда иметь возможность доказательства факта его использования.

Товарные знаки для автономных некоммерческих организаций

Нередко НКО выбирают форму автономных некоммерческих организаций (АНО). Такие организации не имеют членства, учреждаются на основе добровольных имущественных взносов гражданами или юридическими лицами. Предоставляют услуги в области здравоохранения, физической культуры, науки, права и другие. Чаше всего АНО работают как КЦ – консультационные, консалтинговые, координационные центры по оказанию услуг определенной направленности.

Такие АНО КЦ имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность с получением прибыли, которая направляется на цели, отвечающие роду деятельности организации. Как и другие НКО, автономные объединения также могут быть официальными владельцами товарных знаков.

ПИФ и патенты – что выгоднее?

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) юридически представляет собой имущественный комплекс, который не имеет статуса юридического лица, является организацией с долевой собственностью. Фонд основывается на доверительном управлении активами, внесенными вкладчиками. В качестве суммы активов фонда могут быть деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, патентного права и даже произведения искусства.

Уровень дохода пайщиков зависит от роста стоимости активов, который в свою очередь определяется профессионализмом руководящей компании. Кроме того, получаемая прибыль делится между всеми пайщиками с учетом оплаты затрат управляющей организации. Для однозначного ответа на вопрос, что выгоднее – участие в ПИФ или получение патента на изобретение, необходимо проанализировать следующие вопросы:

  • величина активов фонда, прогнозы роста стоимости активов;
  • оценка стоимости патента, возможность внедрения, получения доходов от лицензии и т.д.

Несомненным преимуществом получения доходов от патентования является стабильность, прогнозируемость и возможность различных способов коммерциализации, например, лицензирования, продажи, залога для инвестирования.