Незаконное использование товарного знака и виды ответственности

17 Ноя 2017
admin
82
0

Использование чужого зарегистрированного товарного знака для представления собственной продукции под известной маркой является незаконным. Такой товар относится к разряду контрафактного, подлежит полному изъятию или удалению обозначения с этикеток, упаковок, из рекламы и т.д.

Незаконное применение товарного знака без разрешения его владельца предусматривает основные виды ответственности:

  1. Гражданско-правовая ответственность – кроме изъятия контрафакта за счет нарушителя, законный владелец может требовать компенсации или возмещения убытков, размеры которых зависят от степени нарушения и определяются по решению суда. Если незаконное применение товарной символики допускается юридическим лицом неоднократно, суд может принять решение о ликвидации компании.
  2. Административная ответственность – наложение штрафных санкций с конфискацией контрафактных товаров. Диапазон штрафов определен для физических, должностных и юридических лиц.
    Для физ. лиц в  размере от 15 до 20 МРОТ
    Для должностных лиц — в размере от 30 до 40 МРОТ
    Для юридических лиц — в размере от 300 до 400 МРОТ
  3. Уголовная ответственность наступает при неоднократных нарушениях или в случаях причинения крупного ущерба, наказание предусматривает штраф до 200 тыс. рублей, обязательными или исправительными работами.

Иск о незаконном использовании товарного знака

В случаях обнаружения незаконного использования товарного знака правообладатель имеет право обратиться в Арбитражный суд с требованием наказания виновника или возмещения ущерба. Для этого составляется исковое заявление и предоставляются доказательства о факте нарушения исключительного права на товарный знак. Доказательством может служить контрольная закупка товара с кассовым чеком, фото и видеозапись закупки, а также экспертиза сходства используемого товарного знака и зарегистрированного изображения.

Для грамотного составления иска лучше всего обратиться к специалисту-юристу по интеллектуальной собственности. В подаваемых документах должны быть четко прописаны ссылки на статьи гражданского, административного или уголовного кодексов, по которым предъявляется иск к ответчику.

В заявлении указываются следующие сведения:

  • полные данные истца и ответчика;
  • документы, подтверждающие законное право истца на товарный знак;
  • описание факта и обстоятельств выявленного незаконного использования интеллектуальной собственности;
  • перечисление требований правообладателя со ссылками на статьи Закона, указанием размеров иска и по каким выплатам – взыскание убытков, компенсация или иные наказания.

К исковому документу прилагаются все материалы, подтверждающие сведения в заявлении.

Досудебное урегулирование споров

Разрешение конфликтных ситуаций без суда является наиболее цивилизованным способом и имеет существенные преимущества для сторон:

  • сокращение времени на урегулирование конфликта;
  • значительное уменьшение затрат;
  • сохранение деловой репутации.

Предъявление письменных претензий нарушителю и ответная реакция на них является основой досудебного урегулирования, которое может быть обязательным или направляться владельцем товарного знака самостоятельно, без требований суда. С 12.07.2017г. вступили изменения о досудебном урегулировании споров по интеллектуальной собственности, в которых оставлены обязательными досудебные претензии только по гражданско-правовым делам с требованиями о взыскании денежных сумм.

Важное значение имеет досудебная претензия при нарушениях прав в Интернете, когда доменное имя совпадает с обозначением товарного знака. В этом случае проблему удается решить мирным путем, поскольку зарегистрированный знак имеет преимущества перед доменным именем.

Претензия подается в письменном виде, обязательными являются сведения об участниках спора, обстоятельствах спорной ситуации и доказательства правоты, требования предъявителя и возможные варианты решения спора. Предъявитель предупреждает об обращении в суд в случаях не достижения согласия по спорным вопросам.

Пресечение незаконного использования товарного знака различными правовыми инструментами повышает ценность и значимость данного объекта интеллектуальной собственности.