Ответственность за продажу и распространение контрафактной продукции

22 Дек 2017
admin
91
0

Изготовление и распространение всевозможных подделок, привлекающих более низкой ценой, становится серьезной экономической проблемой во всем мире. Результатом создания нового товара на базе существующей продукции известных производителей является контрафакт, который легко принять за оригинал. Главное нарушение при выпуске контрафактной продукции – это несоблюдение интеллектуальных прав других производителей, незаконное использование запатентованных решений.

Борьба с контрафактной продукцией в России ведется на государственном уровне, однако, прибыль от реализации такого товара значительна, поэтому подделки занимают примерно треть товарооборота в стране (по данным Российской Газеты). Чаще всего подделывают крепкий алкоголь, спортивную одежду, парфюмерию и косметику, продовольственные товары и бытовую химию. В мире самой дорогой и большой по объему является подделка известных брендов швейцарских часов.

Основные каналы реализации контрафактной продукции – небольшие магазины, рыночная и уличная торговля, в последнее время подделки активно перемещаются в интернет-магазины.

Виды контрафакта

Условно можно выделить несколько способов изготовления контрафактного товара.

  1. Использование чужого обозначения – логотипа, бренда, полностью или с незначительными изменениями. Обычно это одна-две буквы или какая-либо деталь в графике. Рядовой покупатель вводится в заблуждение, так как не всегда знает точное написание известного товарного знака.
  2. Подделка внешнего вида товара, его оформления, дизайнерских решений и находок, при этом наносится неидентичный товарный знак. Такие методы используются при изготовлении предметов интерьера, декора, мебели, известных моделей одежды и обуви, наручных часов.
  3. Несоблюдение авторского права при выпуске мультимедийной и книжной продукции, реализация «пиратских дисков».
  4. Незаконное использование технических решений и разработок, на которые оформлены патенты.

Виды ответственности за выпуск и реализацию контрафактного товара

Определяющим признаком контрафактного товара  является отсутствие документального  разрешения или лицензии от правообладателя интеллектуальной собственности на продажу товаров или реализацию объектов авторского права.

Контрафактная продукция — это, по сути, кража и, если законному владельцу был причинен серьезный ущерб, то распространителю грозит ответственность вплоть до уголовной. За нарушение интеллектуальных прав при изготовлении и выпуске контрафактной продукции законом устанавливаются следующие виды ответственности:

  • административная – предусматривает наложение штрафов и параллельное изъятие контрафактных товаров (ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ). Уровень штрафов определен до двух тысяч рублей для физических лиц, от 10 до 20 тысяч руб. — для должностных лиц, а к юридическим лицам применяется штраф от 30 до 40 тысяч руб.
  • гражданско-правовая – кроме конфискации контрафакта за счет правонарушителя законному владельцу по решению суда может быть присуждена компенсация или возмещены убытки в зависимости от размеров ущерба, за неоднократные нарушения возможна ликвидация юридического лица (ст. 1253 ГК РФ).
  • уголовная ответственность предусмотрена за неоднократные правонарушения, а также причинение крупного ущерба (147 УК РФ). Преступление наказывается штрафом до 200 тыс. руб., обязательными, принудительными или исправительными видами работ. Особо крупное распространение контрафактного товара (более чем на 1 миллион рублей) может наказываться лишением свободы до шести лет.

 

Защита производителей от подделки товаров

Контроль за обеспечением защиты продукции от подделок возложен на Роспотребнадзор, МВД, таможенные и антимонопольные службы. Правовой основой такой защиты являются зарегистрированные в патентном ведомстве документы: свидетельства на товарный знак, патенты на объекты патентного права. Законным разрешением на использование интеллектуальных объектов служат зарегистрированные в Роспатенте лицензионные договоры. Привлечение к работе опытных специалистов-патентоведов является оптимальным способом получения таких документов.

Надежным препятствием для проникновения контрафакта из-за границы служит внесение товарных знаков в таможенный реестр ТРОИС. По заявлению владельца товарного знака, предполагающего, что могут быть нарушены его права, таможенная служба вносит объект в реестр и при выявлении продукции, заявленной в декларации, имеет право приостановить реализацию на 10 дней и начать проверку.

Грамотное оформление документов с последующей регистрацией всех прав на результаты собственного интеллектуального труда позволит защитить Ваш бизнес и предотвратит огромные убытки от контрафактной продукции.