Возможно ли зарегистрировать фото в качестве товарного знака?

Главное назначение товарного знака состоит в ассоциативности, то есть в способности ассоциироваться с конкретными товарами или услугами. Смысловая функция зарегистрированного обозначения – это передача информации о товарах, но трактовка товарного знака потребителем должна быть однозначной.

Изобразительные товарные знаки, представляемые как рисунки, графические композиции, изображения, аббревиатуры относятся к самым популярным обозначениям, создают качественный уровень восприятия, они обычно легко запоминаются. Четкого определения, запрещающего регистрировать фотографии в качестве товарных знаков, в административных регламентах Роспатента нет. Но получить на фотографию свидетельство как на товарный знак изобразительного вида практически невозможно.

Причинами для отказа в регистрации фотографических снимков могут быть следующие:

  1. Фотография не обладает различительной способностью, форма или содержание знака должны быть запоминающимися, привлекать внимание, быть оригинальными, а для фотоснимков трудно добиться различительной способности.
  2. Реалистические или схематические изображения заявляемых товаров или услуг получают отказ в регистрации, а фотографии чаще всего относятся к таким изображениям.
  3. Для фотографий характерно сюжетное построение, поэтому на снимках часто присутствуют излишняя детализация и второстепенные элементы, которые не принимают участия в передаче основного смысла информационных составляющих.
  4. Изобразительные знаки привлекают всегда больше внимания, однако, трактовка передаваемого смысла даже у графического знака может быть неоднозначной, а фотографии тем более воспринимаются по-разному, а для товарного знака это недопустимо.
  5. К изобразительным знакам предъявляются требования по эстетичности, самобытности, они должны быть простыми и легко восприниматься, с фотографиями такие требования трудно выполнить.

Фотографии, заявляемые в качестве товарного знака, получают отказы одновременно по нескольким пунктам. Грамотно построенный, выразительный, лаконичный товарный знак становится успешным инструментом для развития бизнеса, но с помощью фотографии трудно добиться такой гармоничности у создаваемого обозначения.